Строительная смета
Принципы свободного ценообразования в строительной сфере были провозглашены Госстроем России еще в 1993 году. Именно тогда вышел в свет документ под названием "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений".
Этот документ, в частности, указывал, что при определении стоимости строительства нужно обеспечить:
- соблюдение принципа взаимного согласия сторон в процессе определения цен на продукцию;
- возможность использования местных особенностей строительства посредством внесения информации о них в региональные методические документы;
- возможность выбирать способ исчисления сметной прибыли, накладных расходов и других затрат;
- возможность выбирать нормативную базу для исчисления затрат;
- гибкий подход к определению стоимости строительства, без жесткой регламентации.
О влиянии государства на ценообразование в Основных положениях сказано, что оно должно осуществляться косвенными методами регулирования. Имеется в виду финансовая поддержка отдельных предприятий, выдача дотаций и льготных кредитов, изменение ставок налогов и т. д.
Однако все последующие нормативные документы, опубликованные Госстроем России вплоть до его ликвидации в 2004 году, противоречили провозглашенным принципам. В практику составления смет были внедрены обязательные цены, расценки и нормы, предложенные органами исполнительной власти. Это предоставило возможности должностным лицам разного уровня решать вопросы ценообразования по собственному усмотрению. В конечном итоге, именно поэтому строительство стало одной из наиболее коррумпированных отраслей экономики России.
Госстрой России за время своего существования издал множество сметных норм и методик, относящихся к нормированию и ценообразованию в сфере строительства и ремонта. Необходимо отметить, что все эти документы не имеют юридической силы, поскольку не обладают статусом государственных нормативно-правовых актов. В этом можно убедиться, ознакомившись с Указом Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. В тексте Указа четко говорится о том, что нормативно-правовые акты обязательно должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции. Незарегистрированные документы, а также зарегистрированные, но не опубликованные, считаются не вступившими в силу. За невыполнение содержащихся в них требований недопустимо применять какие бы то ни было санкции к должностным лицам и гражданам.
Ни один документ Госстроя России по ценообразованию в сфере строительства, подготовленный после 1991 года, не прошел регистрации в Министерстве юстиции. Следовательно, эти документы не являются нормативно-правовыми актами межведомственного действия. Поэтому ни определение стоимости предстоящего строительства, ни государственная экспертиза смет не могут осуществляться по единым профессиональным правилам. Фактически этими процессами произвольно управляют чиновники разных уровней, не забывающие о собственных корыстных интересах.
Строительная смета в рыночной системе ценообразования представляет собой экономический расчет потребности во всех ресурсах, необходимых для строительства. При возведении зданий и сооружений используются следующие виды ресурсов: оборудование и инвентарь, время выполнения работ, материалы и др. Методы и формы сметных расчетов законодательно не регламентированы. Однако на практике устоялись некоторые правила составления сметной документации, а также типовая структура сметы.
Строительные сметы различаются по методам расчета стоимости строительства. Сметная стоимость определяется в текущих ценах либо по расчетной потребности в ресурсах и актуальным региональным ценам на них (нормативный и проектный методы), либо по базовым расценкам на строительные работы с индексами пересчета стоимости по текущим ценам (базисно-индексный метод).
Базисно-индексный метод использует правила и порядок сметных расчетов, характерные для директивного стиля управления строительством. Старая базисная цена приводится к текущему уровню при помощи индексов пересчета сметной стоимости. Такая модель расчетов переносит в настоящее время принципы административно-командной системы. Индексы пересчета базисной стоимости в цены текущего уровня, применяемые сегодня, разработаны не для отдельных групп ресурсов, а для усредненного их набора в нормативно-технологических моделях строительства. Базисно-индексный метод позволяет получить лишь приблизительные результаты расчетов.
При осуществлении сметных расчетов в текущих ценах используются актуальные региональные цены на строительные ресурсы, а потребность в этих ресурсах определяется в натуральных единицах измерения. Нормативный и проектный методы сметного расчета отличаются принципиальным порядком определения потребности в ресурсах.
Нормативным методом сметного расчета устанавливается порядок выявления размеров потребности в ресурсах на основе показателей объемов строительных работ и норм расхода тех или иных ресурсов. Объемы работ рассчитываются на основании сметной документации, а нормы расхода содержатся в сметно-информационных (сметно-нормативных) базах. В свою очередь, сметные нормы, находящиеся в этих базах, были определены путем усреднения расхода ресурсов для стандартных технологий и типовых условий строительных работ. Сметная стоимость, рассчитанная нормативным методом, зависит от качества проведенного ранее нормирования расхода ресурсов. Важную роль играет и квалификация разработчиков смет, которые вынуждены описывать современные строительные технологии в терминах сметно-нормативных баз минувшего времени.
Проектный метод предусматривает использование данных строительного проекта и любых справочных материалов. Потребность строительства в ресурсах определяется с помощью технологических карт, расчетов продолжительности работ, проектных спецификаций и других документов. Проектный метод позволяет объективно определить необходимый и достаточный объем ресурсов для строительства, причем большое значение имеет качество существующего проекта.
Законодательство не регламентирует форму строительной сметы. На практике же установилась табличная форма сметного расчета. В отдельные графы таблицы вносятся исходные данные, результаты промежуточных расчетов и итоговая стоимость строительства. Различают технологическую и ресурсную формы сметного расчета.
Технологическая форма сметного расчета предполагает составление списка работ (ремонтных, строительных, пусконаладочных и т. д.), необходимых по технологии строительства. Наименования работ указываются в терминологии действующих сметно-нормативных баз. Объемы работ (количественные показатели) рассчитываются на основе проектной документации. Нормы расхода основных ресурсов в смете должны соответствовать тем, которые содержатся в сметно-нормативных базах. Расчет затрат выполняется сначала по каждой строке списка рабочих операций, затем по разделам, и, в итоге, по всей смете.
Ресурсная форма сметного расчета – это своеобразная ведомость, в которой перечислены все ресурсы, необходимые для строительства данного объекта. Потребность в ресурсах устанавливается на основании проектной документации. Цена на них должна соответствовать текущему уровню оптовых цен для региона, в котором осуществляется строительство. В составе такой сметы отдельно указываются затраты на доставку материальных ресурсов на строительные площадки и на транспортировку этих ресурсов в пределах территории строительства. Расчет сметной стоимости в ресурсной форме выполняется по каждой строке, по разделу и по смете в целом. Эта форма используется при работе по проектному методу. Перечень технологических операций в этом случае не составляется.